Можно ли глушить турбодвигатель сразу после поездки или нужно дать ему охладиться?

Можно ли глушить турбодвигатель сразу после поездки или нужно дать ему охладиться?

Все слышали о том, что пролетев с ветерком по трассе, наслаждаясь скоростью и звуком мощного турбированного мотора, не стоит сразу глушить движок, заехав на парковку или заправку. Нужно дать ему немного «покрутить» на холостых — это позволит турбине остыть, а владельцу авто — избежать серьезных проблем с двигателем. Но так ли справедливо это утверждение? И всегда ли нужно охлаждать турбину таким способом? Разбираемся в вопросе.

Нужно ли охлаждать турбину?

По мнению технических экспертов различных автомобильных марок, турбодвигатель после динамичной езды обязательно надо охлаждать. Все дело в том, что при интенсивном движении авто крыльчатка турбины, источником энергии которой служат горячие выхлопные газы ДВС, вращается со скоростью 4000 оборотов в секунду, а сам узел разогревается до немыслимой температуры. И спасает его от чудовищного перегрева только моторное масло, которое подается на подшипники турбины под высоким давлением, смазывает их и охлаждает. На холостых оборотах масляный насос продолжает работать, а турбина — нет, так что ее температура быстро опускается ниже температуры масла (она составляет 250°C). А если мотор резко заглушить, процесс охлаждения прервется.

Важно! Необходимость охлаждения турбины после использования транспортного средства в режимах, близких к предельно допустимым, отражена во многих инструкциях по эксплуатации автомобилей с турбомотором. При этом время «холостой» работы везде указано разное: от 30 секунд до 3 минут. Но стритрейсеры, имеющие большой опыт высокоскоростной езды, оставляют движок на холостых оборотах минимум на 5 минут, а после длительных экстремальных нагрузок — на 15.

Что случится, если не давать турбине охладиться?

Привычка резко глушить мотор после большой нагрузки, не дав турбине нормально охладиться, может привести к плачевным последствиям, а именно:

  1. К сокращению жизни подшипников. Оставшееся в турбине моторное масло, с помощью которого смазываются и охлаждаются подшипники, в этом случае будет закипать. А при чрезмерной термической нагрузке свойства масла меняются — оно подвергается частичному разложению и коксованию. В результате на подшипниках появляются потеки, отложения, уплотнения (а потом и задиры!), существенно сокращающие их ресурс.
  2. Деформации крыльчатки и уплотнителей. Лопасти крыльчатки, которая при быстром вращении буквально раскаляется, достаточно тонкие и отличаются сложной геометрией. Поэтому при отсутствии постепенного охлаждения их может «повести», а эксплуатация турбокомпрессора с поврежденной крыльчаткой запрещена. Уплотнители же в этом случае попросту деформируются и перестают выполнять свою функцию.
  3. Масляному голоданию. Этот термин автоэксперты используют, говоря о горячей турбине, которая после отключения ДВС по инерции еще какое-то время продолжает вращаться. А так как подача масла прекращена, вращение осуществляется «на сухую», что приводит к быстрому износу подшипников и «улитки».

Важно! Проблемы с перегревом турбины при резкой остановке двигателя возникают даже у автомобилей, оснащенных системой жидкостного охлаждения, поскольку поворот ключа останавливает ее работу, и циркуляция в ней охлаждающего агента прекращается.

В каких случаях можно не охлаждать турбину?

Из любого правила, как известно, есть исключения. И движков с турбокомпрессором это тоже касается. Так, охлаждать турбину, оставляя мотор крутить на холостом ходу, не нужно, если:

  • агрегат оснащен электрическим циркуляционным насосом, способным и после отключения ДВС подавать антифриз к турбокомпрессору — такая опция реализована в некоторых моделях Volkswagen, Porsche, а также Skoda и Jaguar;
  • в автомобиле предусмотрен особый алгоритм функционирования электровентиляторов — он предполагает, что устройство продолжает работать и охлаждать радиатор даже после отключения двигателя;
  • имеется так называемый турботаймер — он представляет собой устройство, препятствующее перегреву турбины, и контролирует процесс ее охлаждения после того, как пользователь вытащит ключ из замка зажигания.

Важно! Некоторые производители, например, компания Renault, утверждают, что их современные турбированные двигатели, испытываемые на стендах в течение 40 тысяч часов, не нуждаются в охлаждении, поскольку устойчивы к перегреву. Поэтому «работу на холостых» после скоростного заезда они относят к рекомендациям, которые можно и не выполнять. Но стоит ли доверять таким заявлениям — вопрос. Особенно, если машина не оснащена автономно работающими охлаждающими устройствами.

Итак, подведем итог. Эксплуатация автомобиля с турбодвигателем имеет свои особенности, а, чтобы минимизировать риск поломки и избежать дорогостоящего ремонта, лучше все же основательно охлаждать турбину после поездки «с ветерком». Владельцам современных моделей с дополнительными опциями вроде таймера, автономного электровентилятора или циркуляционного насоса можно не беспокоиться о создании безопасных условий для работы турбокомпрессора. А хозяевам старых авто придется взять функцию турботаймера на себя, и гонять движок на минимальных оборотах в течение 3-5 минут после серьезных скоростных нагрузок.
Оформите у нас заявку на ремонт турбины. Если возникли вопросы – звоните: +375 (29) 123 59 55