Актуатор – избыточный клапан – по праву считается мозгом турбины. Механизм имеет ряд наименований: вакуумный регулятор или вестгейт. Монтируется перед корпусом турбокомпрессора, непосредственно на коллекторе выпускной системы. Контролирует максимальный уровень давления наддува и блокирует бесконечный рост параметров.
Конструкцию формируют клапан, привод, выпускное/впускное отверстия. Сложное исполнение обеспечивает молниеносную реакцию на изменения, гибкую регулировку работы турбокомпрессора. Устройство задает точное дозирование воздуха.
Производители выпускают несколько основных типов. При правильном выборе, корректной установке и настройке клапан повышает мощность силового агрегата до полутора раз. Обеспечивает стабильную работу двигателя на предельно высоких оборотах. Выступает эффективным ограничителем и гарантирует соблюдение строгих экологических норм.
Как работает актуатор
Многие автовладельцы модернизируют базовые параметры транспортных средств без кардинальных мер. Одно из решений – турбонаддув – улучшает тяговые характеристики, но приводит к большому объему отработанного горючего, газов, росту показателей давления.
Бесперебойная работа силового агрегата базируется на нескольких факторах. Один из них – необходимость сброса избыточного давления посредством электронно-управляемого актуатора. Базовая деталь выполняет указанную функцию, выступает ключевым звеном на работающем двигателе и исключает преждевременный износ агрегатов.
Принцип действия:
- Автомобиль набирает высокую скорость, соразмерно растут обороты мотора.
- Давление отработанных газообразных веществ и воздуха, идущего сквозь турбину в мотор, повышаются. Возникает момент, когда их следует провести в обход.
- Вестгейт открывает клапан. Происходит выход отработки.
- Дополнительно механизм закачивает больший объем воздуха для горючего строго при очищении рабочей части камеры сгорания.
- В комплексе снижается эффективность работы и реализуется спад параметров. Ситуация стабилизируется.
Сброс защищает двигатель и турбокомпрессор от чрезмерных нагрузок. На больших оборотах под действием мощного потока вестгейт не позволит турбонагнетателю раскрутиться до предела. Для полной эффективности устройство рекомендовано настраивать отдельно с использованием специального оборудования. Корректная регулировка обеспечит полную защиту и исправность агрегатов.
Причины поломок избыточного клапана
Сбои механизма возникают в период эксплуатации. Деталь может терять работоспособность мгновенно или со временем. Распознать поломки на раннем этапе поможет внимательное отношение к автомобилю.
На проблемы намекает некорректное функционирование компонентов турбины. Симптомы выявляются в виде ошибок, при движении транспорта могут чувствоваться рывки. Мотор может переключаться в аварийный режим.
Если ремонт невозможен, следует приобрести новое устройство. Механики меняют актуатор отдельно, что менее затратно для владельца, чем покупка нового оборудования в сборе.
Источник и последствия сбоев:
- Неисправен клапан рециркуляции, воздуховод, загрязнены элементы воздухоочистителя. Поломки отрицательно действуют на всю систему. Разрушение узлов ведет к неисправности механической начинки турбокомпрессора. Диагностическо-ремонтные работы ведут с электронным тестером.
- Поломка двигателя. Механики советуют проверять чек поломок (контрольную лампу) мотора. Автопроизводители изначально задают показатели рабочего давления, создаваемого внутри. Работу агрегата контролирует блок управления. Сбой активирует код предупреждения и запускает контрольную индикацию. Если виден сигнал, рекомендовано безопасно отвезти автомобиль домой и быстро связаться с профессиональным механиком. Специалист продиагностирует работу узлов с помощью профильного инструментария и дополнительных процедур.
- Турбина не может дать требуемый наддув при ускорении. Ситуация случается при подаче дроссельного давления к двигателю. Турбокомпрессор остается отключен или датчик не регистрирует параметры наддува. Налицо некорректное функционирование актуатора. Среди других причин – нарушение проходимости шланга переливного клапана. Проблемой должны заниматься опытные механики, что исключит последующие повреждения нагнетателя.
- Нестабильное давление наддува. Поломку инициирует повреждение шланга или засорение стока задней части регулятора.
- Избыточная потеря горючего. Большой объем сырого топлива вытесняется из системы, минуя сжигание, когда вестгейт не работает, протекает, заблокирован.
- Механики отмечают, регулятор выходит из строя из-за агрессивного передвижения по дорогам, при заливке низкопробного моторного масла, бензина. Источником проблемы становятся дефекты деталей, нарушение функций контактной группы электродвигателя. В числе прочих факторов риска – повреждение сопла твердыми частицами, закисание, коксование.
Двигатели с турбонаддувом нуждаются в более частом обслуживании. Обнаруженные неисправности должны быть срочно устранены во избежание окончательного повреждения мотора и турбины.
Проверка и регулировка актуатора
Вестгейт с заводской калибровкой фактически готов к эксплуатации. Но после монтажа на автомобиль узел подлежит дополнительной проверке. Правильно проведенный этап исключит появление посторонних звуков, дребезжания и увеличит производительность системы. Некорректные параметры, напротив, приведут к серьезному дрожанию турбины и более слабому наддуву. Если не уверены в своей компетенции, доверьте регулировку профессиональным и опытным механикам.
Методы:
- Монтаж новой пружины. Самый простейший и доступный вариант. При повышении жесткости идет большее действие на мембрану и наоборот. Выбор детали зависит от задачи: повысить действие газов или сократить. Установка мощной пружины повысит обороты вала. При этом не исключено увеличение и поддержание высокого давления до активации выпускного отверстия.
- Затягивание/ослабление регулятора. Узел обеспечивает движение заслонки. Если ослабить, тяга вестгейта удлиняется, затянуть – укорачивается. Сокращение тяги дает более плотное примыкание. На открытие заслонки требуется больше времени и наддува. Машина набирает мощные обороты за достаточно короткое время.
- Монтаж соленоида перед вестгейтом. Механизм (буст-контроллер) оптимизирует принудительное повышение давления. Система функционирует и облегчает работу клапана.
- Настройка штока. Корректировку механизма начинают после демонтажа турбокомпрессора и поиска регулировочной гайки. На некоторых образцах транспорта доступ открыт без снятия, – следует просто найти байпас. Подтягивание гаечного крепления укорачивает шток, «калитка» прилегает сильнее. Актуатор получает предельно возможное закрытие. Для работы используют ключ № 10.
Чтобы оценить правильность корректировок, необходимо запустить двигатель. Агрегат прогоняют на разных режимах с повышением оборотов. При глушении и после старта не должно быть дребезжания, лишних звуков.
При обнаружении сбоев и неполадок рекомендовано записаться к нам на сервис. Мастер диагностирует поломку и восстановит работоспособность неисправного актуатора на узкоспециализированном оборудовании.