Интересные факты о турбокомпрессорах

Турбокомпрессор есть в каждом автомобиле. Предлагаем несколько интересных фактов об этом устройстве, которые знают далеко не все.

Температура

Во время работы турбокомпрессор разогревается до очень высокой температуры. В дизельных двигателях она составляет около 800 о С, а в бензиновых – порядка 1 000 о С. Этого достаточно для того, чтобы расплавить стекло.

Скорость ротора

В современных моделях приборов скорость вращения ротора превышает 200 000 оборотов в минуту. Это больше, чем в авиационных двигателях. Для сравнения, скорость вращения турбин в моторах самолета Боинг 747 в среднем составляет всего 7 000 оборотов в минуту.

Турбо-яма

Главный недостаток турбокомпрессоров – явление, называемое турбо-ямой. Это промежуток времени, в течение которого устройство создает необходимый уровень давления в системе. Производители пытаются бороться с этим разными способами:

  • уменьшение габаритов устройства;
  • повышение скорости вращения турбины;
  • изготовление турбин с изменяемой геометрией.

Однако до конца устранить проблему так и не получилось. Турбо-яма так или иначе присутствует практически во всех моделях агрегатов.

Немного теории

Давление топлива в транспортных средствах, оснащенных турбированными двигателями регулируется турбонагнетателем, работа которого напрямую зависит от оборотов. Если они небольшие, небольшим будет и давление. Топливная смесь при этом не будет богатой кислородом.

Аналогичная ситуация возникает, когда автомобиль трогается с места. Водитель жмет на педаль газа, но двигатель работает на малых оборотах. А значит, компрессор тоже вращается с небольшой частотой и не успевает нагнетать достаточное количество кислорода. В результате в течение некоторого времени топливная смесь относительно плохо воспламеняется. После того, как двигатель набирает достаточно оборотов и обеспечивает надлежащую работу компрессора, ситуация выравнивается.

Время, в течение которого имеет место дефицит кислорода в топливной смеси, и называют турбо-ямой.

Время включения датчика оборотов

Среди автомобилистов бытует мнение, что датчик компрессора включается только при достижении 1 500 – 2 000 оборотов в минуту. Соответственно, только тогда устройство начинает работать.

В действительности это не так. Турбокомпрессор начинает работать сразу после пуска мотора. Однако из-за инерции ротора и оси, на которой он расположен, давление в системе создается спустя некоторое время после нажатия на акселератор. Именно это и стало причиной распространения подобного заблуждения.

Вождение некоторых турбированных авто требует особых навыков

Если турбокомпрессор «запаздывает» после нажатия газа, от водителя требуется наличие особых навыков. Они нужны:

  • при трогании на светофоре;
  • во время обгона другой машины;
  • при проезде перекрестка.

Водитель должен планировать свои действия с учетом задержки включения компрессора. Впрочем, ничего сложного в этом нет. Через определенное время после «пересадки» на авто с задержкой включения компрессора подобные навыки вырабатываются автоматически.

Компрессоры с изменяемой геометрией уменьшают задержку

Турбокомпрессоры с изменяемой геометрией уменьшают задержку после нажатия на акселератор. Когда выхлопов недостаточно, чтобы придать устройству необходимую скорость вращения, лопасти ротора меняют угол наклона. В результате увеличивается пространство, на которые могут воздействовать отработанные газы, поэтому компрессор начинает работать быстрее.

Когда выхлопов становится достаточно, лопасти опять меняют угол наклона. Это позволяет избежать избытка кислорода в топливной смеси.

Конечно, устройства с изменяемой геометрией не устраняют задержку полностью. Однако они существенно сокращают ее продолжительность и облегчают управление автомобилем.

В настоящее время турбокомпрессоры с изменяемой геометрией устанавливают исключительно на дизели. Это обусловлено тем, что на бензиновых моторах температура отработанных газов на 200 о С – 300 о С выше, поэтому устройство быстрее выходит из строя и использовать его неэкономично.

Конечно, были попытки поставить компрессор и на бензиновый двигатель. Например, в Honda Legend 1988 года. Там устрйство имело водяное охлаждение. Но массовым такое решение не стало.

На некоторые машины устанавливают 2 и более турбины

На некоторые модели авто ставят более 2 турбин. Это тоже призвано решить проблему турбо-ям. Обычно такое конструктивное решение используют в гоночных или спортивных авто. Например, оно реализовано в Porsche 911 Turbo 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *